valencianistas.ru рассказывает об одном из самых интересных, знаменитых и неоднозначных сезонов в истории «Валенсии».
– Сеньор Рамос, если вы не уйдете с достоинством сейчас, по примеру вашего предшественника, вам придется покинуть клуб через заднюю дверь стадиона, как это несколько недель назад сделал Сориано Аладрен (судья, назначивший пенальти в концовке игры «Валенсия» — «Атлетик» в пользу гостей – прим. автора). – Эта фраза Луиса Касановы, сына экс-президента, довела четырехчасовое заседание клубного руководства до кульминационного момента. Без ответа Хосе Рамос Коста оставил и вопрос по использованию услуг посредников в трансферных операциях. На этом последний пункт порядка дня был сразу же закрыт, а сам все еще действующий президент, с искаженным от ярости лицом, свернул совещание и покинул кабинет, так и не дав возможности накинувшимся «сосьос» довершить планируемый допрос.
По экономическим и финансовым данным казначея долг клуба составляет 1,056 миллиарда песет, 818 миллионов ушло на построение спортивных объектов в Патерне. Уже за каденции нынешнего управленца было потрачено более 705 миллионов на приобретения новых игроков, из которых около 160 ушли на банковские счета аргентинского «Ривер Плейта» за трансфер Марио Кемпеса. Все это, вместе с катастрофическими выступлениями команды (после 21 тура, а это больше половины чемпионата, «Валенсия» шла на последнем! месте, всего лишь с 11 набранными очками) всколыхнуло бурю негодования. За день до этого группа представителей клуба получила предложение от промышленника из Альсиры Луиса Суньера о выдвижении его кандидатуры на выборах, если им удастся сдвинуть нынешнее руководство. Сам же Рамос Коста держался сродни тому стойкому оловянному солдатику, и добровольно покидать свой пост отказался напрочь, делая акцент на том, что сами игроки давеча пригласили босса на обед и выразили ему свою поддержку, с полной готовностью отдать все силы ради сохранения места в элите. Некоторые из игроков впоследствии опровергли правдивость этих слов, утверждая, что мероприятие было запланировано только для сотрудников, и президент присоединилась к ним самолично.
Конец января 1983 года.
____________________
Из всех типов президентов существующих в футболе, ярко выделяются два: первый – это в душе бизнесмены, финансисты и экономисты, анализирующие все, вплоть до мельчайших подробностей. Иногда кажется, что для них позитивный результат в статье доходов и расходов клуба стоит выше спортивного. Другой тип – это пылкие любители самого футбола, пытающиеся любой ценой достичь вершины турнирной таблицы или финала какого-то кубкового турнира, при этом их не сильно волнует реальная возможность залезть в долги, ведь успех нужен здесь и сейчас.
В «Валенсии» практически никогда не было президентов второго типа, они начали появляться здесь с середины 90-х, и то в совсем малых количествах. К немногочисленной более ранней плеяде можно отнести Хосе Рамоса Косту, ступившего на свою должность в 76-м. На то время в команде играл уже вице-чемпион мира 1974 года Йонни Реп, правда, пробывший в Испании всего пару лет. Но следующие громкие подписания не заставили себя долго ждать. За год до триумфального для Аргентины домашнего ЧМ в «Валенсию» переезжает лучший игрок «альбиселестес» Марио Кемпес. А уже накануне старта сезона 1978/79 клуб приобретает в центр поля Райнера Бонхофа – четырехкратного триумфатора Бундеслиги в составе великолепной мёнхенгладбахской «Боруссии» Хенесса Вайсвайлера и Удо Латтека, самого молодого чемпиона мира 1974 года. Жаль, но на берегах Турии ему не выпало счастья пересечься со старым знакомым по финалу Мундиаля в ФРГ – Реп ушел в «Бастию» еще прошлым летом. Но не только это обстоятельство связывает Бонхофа со страной тюльпанов. Райнер родился и вырос в городке Эммерих-на-Рейне, базирующемся практически на границе двух стран. Отец и дед были голландцами, но сам своенравный отпрыск отказался продлевать «оранжевую» линию мужского пола семьи, потому что всегда считал себя истинным немцем, и только
На внутренне испанский рынок «Валенсия» тоже не забыла заглянуть. Из стана «Эспаньола» переходит 26-летний полузащитник сборной Испании Даниэль Сольсона, призванный в будущем сезоне вместе с Бонхофом цементировать середину поля. Без грустных расставаний тоже не обошлось. Ушли сразу три легенды клуба 70-х: Хесус Мартинес вернулся на свою вторую родину, а точнее – в аргентинский «Уракан», где играл в разных командах вплоть до 1992 года и завязал только в возрасте 45 лет, Оскар Вальдес отправился в соседний «Кастельон», а Пеп Кларамунт элементарно повесил бутсы на гвоздь, отдав 12 сезонов клубу, который его воспитал.
Правда, начинал этот проект Рамос Коста совсем не с футболистов. После неудачного сезона 1976/77 имени Эриберто Эрреры и Маноло Местре, президент решил, что на тренерском мостике «Валенсии» должна пребывать птица совсем другого полета. Выбор пал на Марселя Доминго – известного в прошлом вратаря мадридского «Атлетико», трижды добивавшегося с этим клубом чемпионства, причем в 70-м уже в качестве наставника. Да и поражение 1:4 на «Эль Плантио» от скромного «Бургоса», руководимого испано-французом, тоже повлияло в какой-то степени на решение президента. Харизматичный, одиозный, эмоциональный, успешный, Доминго не мог не заинтересовать ту «Валенсию», именно такой «рулевой» был нужен сеньору Рамосу. Мастер мотивации и психологии, «тренер-победитель», так сказать, никогда не упускал возможности выставить на показ свои преимущества перед другими. Когда в 83-м Доминго пригласили в «Мальорку», одним из первых его комментариев был следующий: «Я – лучший. Если бы в Испании болельщики выбирали тренеров, то 80% из них в первую очередь позвонили бы мне». Вот так скромненько и со вкусом.
И надо сказать, первый сезон в «Валенсии» дону или мсье Марселю можно занести в актив. Попадание в четверку, полуфинал Кубка и возвращение в Европу после пятилетнего перерыва воспринялись на ура. И это без особо серьезных финансовых вливаний, по крайней мере, в сравнении с теми, что будут позже. Тройка из «Бургоса»: вратарь Хосе Луис Мансанедо, защитник Хосе Пальмер и парагвайский полузащитник Эуфемио Кабраль выглядела более чем скромно. И только трансфер нападающего «Бока Джуниорс» Дарио Фельмана, бравшегося на место Йонни Репа, оправдал себя сполна.
Сезон 1978/79 ожидался с большим нетерпением. Наконец-то клуб после прозябаний в середине таблицы и вылетов на ранних стадиях Кубка Испании декларирует солидные задачи, подкрепляя их соответствующими покупками игроков. Если к неплохой обороне добавить усилившуюся Бонхофом и Сольсоной полузащиту, плюс вполне солидную тройку нападения в лице Фельмана, Кемпеса и Диарте, то получается очень непростая команда, возможно, способная ввязаться даже в чемпионскую гонку. Увидим…
Не только сугубо материальные факторы властвовали умами валенсийских фанатов, сладко напевая на ухо чемпионские аккорды. Без высшего провидения ну никак нельзя было обойтись, ведь без него получится не так же интересно. После жеребьевки календаря Примеры у болельщиков со стажем кровь в жилах зажурчала быстрее, а тело пробила нервная дрожь. Опять он, и опять на старте. Как там было тогда, кто помнит? Лето, уходы и приходы звезд, новые надежды, соперник не в лучшем состоянии, поражение… Все повторяется с невероятной точностью. Уже прошло практически десять лет, а потрепанная обложка «Депортеса» все лежит на том же месте. На ней Пакито. С кубком.
Проиграв мадридскому «Реалу» стартовый матч сезона, «Валенсия» в следующем туре одолела дома «Барселону» — 2:1, благодаря победному голу Дарио Фельмана за пять минут до окончания встречи. После такого насыщенного начала дальше пошел достаточно скромный период, завершившийся в восьмом туре разгромом хихонского «Спортинга» — 4:0. Эта победа, всего лишь третья в текущем первенстве, подняла «Летучих мышей» с десятого места на более солидное шестое. Но все равно, на то время можно было констатировать, что дела в чемпионате идут не особо.
Тактических дел мастер Доминго много экспериментировал, вызывая недоумение болельщиков то слишком сильным «привязыванием» Сольсоны к флангу, то ограничением действий Кемпеса острием атаки. Невзирая на габариты, аргентинская звезда владела отличной техникой и достаточной выдумкой для того, чтобы самому организовывать наступательные действия. Молва, таким образом, оперативно нашла причину понизившейся результативности обладателя «Пичичи» двух последних розыгрышей Примеры. А когда нестандартные ходы тренера не несут за собой положительного эффекта, недоумение благополучно превращается в гнев.
Кроме сугубо внутренних баталий, в первой четверти сезона «Валенсия» успешно одолела еще и два предварительных этапа Кубка УЕФА, поочередно оставив за бортом соревнований софийский ЦСКА и румынский «Арджеш» Питешти. В 1/8 финала жребий свел «Валенсию» с английским «Вест Бромвичем» Рона Аткинсона, на то время вполне солидной командой, завершившей тот сезон на третьем месте в Первом дивизионе, уступив только неудержимому «Ливерпулю» и будущему обладателю Кубка чемпионов «Ноттингэм Форест». Первая игра проходила в Валенсии, и началась она, надо сказать, обнадеживающе: уже на 16 минуте, после подачи от углового флажка и ошибки на выходе Тони Годдена, Фельман головой аккуратно переводит мяч в сетку. Потеряв еще несколько хороших моментов для взятия ворот соперника, хозяева пропускают в начале второго тайма от Лори Каннингэма – 1:1. Активизировавшийся «Вест Бром» мощно провел вторую половину встречи, наглядно продемонстрировав всю серьезность своих намерений.
По понятной причине результативная домашняя ничья поставила «Валенсию» в неудобное положение. На «Хоторнс» гостям пришлось атаковать со стартового свистка, но на 4 минуте, после заброса в штрафную площадь и скидки головой, Хуан Даниэль Кордеро неуклюже останавливает мяч рукой, за что французский рефери Робер Вюрц без размышлений указывает на точку, а Тони Браун хладнокровно исполняет приговор. Уже под конец матча «Дрозды» организовывают второй гол: все тот же Каннингэм ловко уходит на фланге от Каррете и простреливает в район одиннадцати метров, откуда Тони Браун, слета пробивая под дальнюю стойку, оформляет «дубль».
На этом еврокубковый путь «Валенсии» в сезоне 1978/79 оборвался (правда и подопечные «Биг Рона» задержались там не намного дольше, уже на следующем этапе уступив по сумме двух встреч «Црвене звезде»). Не располагая в этой ситуации особым кредитом доверия, Доминго наверняка понимал, чего именно все ждут от него. Все-таки это был явно не тот случай, когда можно было оправдать неудачи строением команды «на будущее» и перспективу. В чемпионате дела тоже шли плохо, «Валенсия» болталась в середине таблицы. Оставалась еще надежда на Кубок страны, в котором на стадии 1/8 финала предстояла встреча с «Барселоной».
28 февраля соперники сошлись в столице Каталонии, чтобы сыграть первую серию двухраундовой дуэли. После гола Бонхофа с пенальти в самом начале матча, «Барселона» в ответ отгрузила «Валенсии» четыре мяча, три из которых случились менее чем за пятнадцать минут второго тайма. Доминго на тренерской скамье «Летучих мышей» продержался еще три игры, и сразу же после поражения от хихонского «Спортинга», между прочим, лидера поточного первенства, был отправлен в отставку.
Дело пахло керосином. О чемпионстве можно было забыть, из Кубка УЕФА вылетели еще задолго до финала, а в Кубке короля – разгромное поражение от принципиального соперника, практически не оставлявшее надежд на проход дальше. И в этот момент, похоже, руководство решило попробовать пойти по немного другому пути, более скромному и непривычному для самого себя настоящего. А может просто напросто иных вариантов не оставалось… Как бы там ни было на самом деле, но факт остается фактом – вакантную должность главного тренера «Валенсии» занимает легенда клуба в качестве игрока Бернардино Перес «Пасьегито», сын Пасьего из Валье дель Пас.
Хотя на самом деле в тот момент Пасьегито был уже опытным тренером, только вот с отсутствием серьезных достижений. «Сабадель», «Гранада», «Спортинг» — все это немного не то, согласитесь. Поэтому вряд ли этот вариант рассматривался в долгосрочной перспективе, скорее – в виде «временщика», как сейчас модно говорить. Стал регулярно выступать за «Валенсию» уже под конец великой эпохи, а в пятидесятых соорудил в середине поля прекрасную связку с Антонио Пучадесом. Это было второе пришествие Бернардино на тренерскую скамью клуба. На этот раз он начал с того, что первым же делом грохнул «Атлетико» на «Луисе Касанове» — 2:0, которого «Валенсия» на своем поле не обыгрывала шесть последних лет! А потом была ответка с «Барселоной» в Кубке короля, превратившаяся по итогам первой встречи практически в товарищескую.
С первых минут игра закружилась у ворот Артолы, и как вознаграждение – гол «Лобо» Диарте в самом дебюте поединка – 1:0! Для прямого выхода в следующий этап «Валенсии» требовалось забивать еще трижды, так как правило выездного гола в этом турнире еще не работало. Учитывая, что первый тайм с таким счетом и закончился, и так очень трудное задание превращалось в почти невыполнимое. Но отступать было некуда. На 55 минуте, после длинного паса в штрафную площадь гостей на Энрике Сауру, защитник «блаугранас» Ольмо неосторожно повел себя с «семеркой» хозяев, уронив игрока сборной Испании на газон. Штатный пенальтист «Валенсии» Райнер Бонхоф был неумолим – 2:0! Останавливаться не было смысла. За пятнадцать минут до окончания основного времени Кемпес ударом головой угодил мячом в руку своему опекуну Энирке Костасу. Небезызвестный Сориано Аладрен опять указывает на точку, а западный немец переводит игру в овертайм – 3:0! Тогда наставник «Барселоны» Люсьен Мюльер снимает с игры Карраско, усиливая атаку Карлесом Решаком. Тем временем, не успел еще хорошенько начаться третий тайм, как Дарио Фельман под дикий вопль болельщиков в четвертый раз заставил капитулировать Артолу! Шла 92 минута. Нападение каталонцев приняло попытки выправить ситуацию, времени для этого хватало с лихвой, но все-таки это был вечер другой команды. Без преувеличения, одна из самых потрясающих «ремонтад» в истории «Валенсии». Браво, малыш Пасьего!
Чемпионат «Летучие мыши» доигрывали без особого огонька, бросив все силы на турнир, в котором реально рассчитывали на победу. Борьба за зону Кубка УЕФА вроде бы велась, но слишком уж неубедительно. Это значило, что попасть в еврокубки на следующий сезон можно было лишь одной дорогой, но загвоздка крылась в том, что осилит ее только сильнейший.
По традиции тех лет в Испании решающие стадии Кубка короля проходили уже по окончании баталий в Примере. Вот вам еще одно доказательство намного более серьезного отношения к такого рода соревнованиям, чем сейчас. Победителей турниров «на вылет» называли чемпионами, а сам Кубок обладателей кубков стоял на ранг выше Кубка УЕФА.
Одолев в таком изнурительном поединке «Барселону», «Валенсия» уже просто не имела права оступиться дальше с коллективами уровня «Алавеса» и «Вальядолида». К счастью, сюрпризов никто предоставлять не собирался, и финала «бланкинегрос» достигли, в общем-то, благополучно. А там их ждал только что защитивший чемпионское звание мадридский «Реал» с Луисом Молауни во главе, жадно потирая руки в надежде на оформление исторического «дубля».
Финал Кубка короля. Мадрид. «Висенте Кальдерон»
Судья: Эмилио Карлос Гурусета Муро (Сан-Себастьян, Страна Басков)
«Реал» М: Гарсия Ремон (Мате, 87) – Сан Хосе, Бенито, Исидро, Вольфф, Дель Боске, Р. Мартинес, Гарсия Эрнандес, Сантильяна (Витория, 12), Штилике, Агилар
Тренер: Луис Молауни
«Валенсия»: Мансанедо – Каррете, Ботубот, Ариас, Серверо – Саура, Кастельянос (Тендильо, 85), Бонхоф, Сольсона – Кемпес, Фельман
Тренер: Бернардино Перес «Пасьегито»
Валенсия перед финальным матчем Копа дель Рей, 30 июня 1979 года
Стоят (слева направо): Каррете, Серверо, Бонхоф, Ариас, Ботубот, Мансанедо
Присели: Саура, Кастельянос, Кемпес, Сольсона, Фельман
У Мадрида не мог помочь своим партнерам целый ряд игроков основы: Соль, Пирри, Хуанито и датчанин Хеннинг Йенсен, что, безусловно, играло на руку условным гостям. К тому же, еще хорошо не успев войти в игру, «сломалась» главная ударная сила «сливочных» Карлос Сантильяна.
В такой ситуации решение играть первым номером против чемпиона выглядело вполне логичным, но забила «Валенсия» в контратаке. После прохода по флангу и прострела от Сан Хосе, Рикардо Ариас перехватил мяч и отдал налево на Сольсону. Даниэль, продвигаясь к центральной линии поля, отдает длинный пас в свободную зону, куда врывается Кемпес. Первым же касанием Марио резко убирает мяч под себя, оставляя за спиной Дель Боске, врывается в штрафную и с угла вратарской точно пробивает под дальнюю стойку. Гарсия Ремон хоть и зацепил мяч кончиками пальцев, но предотвратить взятие ворот не сумел.
«Эль Матадор» открывает счет
Вскоре «Реал» имел прекрасную возможность сравнять счет, но аргентинский защитник Энрике Вольфф с пенальти угодил в штангу, а добивание пришлось в толпу валенсийских болельщиков, ликовавших по такому поводу за спиной у Мансанедо.
Во втором тайме мадридцы опять попадают в штангу, а «Валенсия» в самом конце игры ставит жирную точку в этой встрече. Гол получился до боли похожим на первый, но еще с более закрученным сценарием. На этот раз передачу по месту левого инсайда отдал Анхель Кастельянос, Кемпес точно тем же финтом оставляет в дураках очередного противника, но на этот раз удар приходится в защитника, а мяч опять отскакивает к форварду. Правее перед пустыми воротами маячит совсем одинокий Фельман, но Марио не был бы «Матадором», если бы в такой ситуации отдал пас. Мощный удар под перекладину с близкого расстояния известил всю страну о новом обладателе Кубка короля Испании.
«Реал» Мадрид – «Валенсия» 0:2
Голы: Кемпес (24, 89)
Капитан «Валенсии» Пепе Каррете одерживает заветный трофей из рук короля Испании Хуана Карлоса І
Сеньор Рамос празднует вместе с командой
На этом сезон 1978/79 для «Валенсии» был завершен. Как писалось в начале, сезон действительно получился насыщенным и неоднозначным, подарившим в конце триумфальную развязку. Вряд ли это был предел мечтаний Хосе Рамоса Косты, но если взглянуть на дело, обстоящее еще зимой, то можно констатировать, что все острые углы значительно сгладились с завоеванием трофея.
Тем не менее, проект не был спасен, ему было дано всего лишь новое дыхание.
RoSt, специально для valencianistas.ru